Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально - смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.
В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.
1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.
Взрослый говорит фразу, например: Наконец - то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома ? Катя здесь!).
Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.
2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений; затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.
При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.
3. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово - ответ интонационно: Кто подарил лошадку Саше? -
Наташа подарила Саше лошадку.
Что сделала Наташа?
- Наташа подарила Саше лошадку.
Кому подарила Наташа лошадку?
- Наташа подарила Саше лошадку.
Что подарила Наташа Саше?
- Наташа подарила Саше лошадку.
4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения.
Следите, чтобы он правильно использовал
интонационные средства выразительности.
Например: Зайка плачет:- Ой - ой - ой!
Я ударился ногой!
- Мы сейчас достанем йод,
И нога твоя пройдет.
Ты у нас совсем большой,
Что ж ты плачешь:- ой - ой - ой!