Учитель-логопед Боровских Л.В. МАДОУ №2

городского округа Сухой Лог

Игры для развития фонетической стороны речи

 

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель:уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие) как называется часть слова? (слог) Что обозначает слово... стол? (предмет мебели)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначет. поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения?
Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? И
з этих слов понятно, для чего они нужны.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (буква пишется и читается, звук произносится) Из букв мы складываем слоги и слова
?
— Н
азови, какие имена детей начинаются на гласный звук «А» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба)
?
— М
ы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

 

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

— Найди слова с одним и двумя слогами. сколько слогов в слове «цыпленок»? (слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех)
— К
акие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «ж», слова «забор», «замок» — со звука «з», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «ц»)

— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «л» (баклажан, яблоко, кизил), «ль» (малина, лимон, апельсин, слива).

 

«Картина — корзина»

Цель:находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (три)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (
мимоза).
Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

 

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

— Назови все предметы одним словом. (транспорт)
— Скажи, сколько слогов в этих словах? (во всех словах,

кроме слова «трамвай», по три слога)

- Какой звук встречается во всех этих словах (в начале,

середине, конце слова)? (звук «т» встречается в начале

слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине

слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет»,

«самолет») 

 - Составь предложение с любым словом («самолет летитбыстро»).

— Скажи, что летает? (самолет, вертолет) Что едет?

(автобус, троллейбус, трамвай. Что плывет? (теплоход)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид
транспорта я задумала: т—с (троллейбус), а—с (автобус), с—т (самолет), в—т (вертолет), м—о (метро), т—и (такси).

Дата последнего обновления страницы 15.07.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»