«Что такое звук, слово, предложение?»
Цель:у
точнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие) как называется часть слова? (слог) Что обозначает слово... стол? (предмет мебели)». — Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначет. поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения?
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?
— Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (буква пишется и читается, звук произносится) Из букв мы складываем слоги и слова?
— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «А» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба)?
— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
«Н
айди звук»
Цель:
находить слова с одним и двумя слогами.
— Н
айди слова с одним и двумя слогами. сколько слогов в слове «цыпленок»? (слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех)
— Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «ж», слова «забор», «замок» — со звука «з», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «ц»)
— Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «л» (баклажан, яблоко, кизил), «ль» (малина, лимон, апельсин, слива).
«К
артина — корзина»
Цель:
находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (три)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
«Е
дем, летим, плывем»
Цель: уч
ить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова. На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.
— Назови все предметы одним словом. (транспорт)
— Скажи, сколько слогов в этих словах? (во всех словах, 
кроме слова «трамвай», по три слога)
- Какой звук встречается во всех этих словах (в начале,
середине, конце слова)? (звук «т» встречается в начале
слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине
слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет»,
«самолет»)
- Составь предложение с любым словом («самолет летитбыстро»).
— Скажи, что летает? (самолет, вертолет) Что едет?
(автобус, троллейбус, трамвай. Что плывет? (теплоход)
— Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: т—с (троллейбус), а—с (автобус), с—т (самолет), в—т (вертолет), м—о (метро), т—и (такси).