Учитель-логопед Боровских Л.В. МАДОУ №2

городского округа Сухой Лог

Звук Р

 

 

Постановка звука Р

Цели: Постановка и автоматизация звука [Р]. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях. 

Оборудование: зеркало, картинки, буквы на магните

Ход занятия

1.        Организационный момент

- Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю.

           Ранним утром кое-как

           На острове роет нору хмурый рак.

           Рак бы рад её не рыть,

           Но ведь где-то надо жить!

- Покажи пожалуйста букву, звук которой слышался чаще всех остальных?(находит на магнитной доске букву Р)

- Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р].

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Чистим зубы»

Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Упражнение «Маляр»

Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Упражнение «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Упражнение «Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение «Барабанщики»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук Д.Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

5. Развитие фонематического восприятия

- Повтори за мной слоги:

Ша-ша-жа       Зу-су-зу        Ты-ды-ты       Ка-ка-га         Жи-ши-жи

- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

6. Автоматизация звука Р в словах

 

 

Игра "Добавь словечко"

 

7. Активизация словаря прилагательных

- Какая бывает машина?

Ребенок подбирает признаки (быстрая, грязная, новая, красная, красивая, большая, грузовая).

8. Закрепление

- Какой звук издает мотор у машины?

9.Итог

- Ты сегодня молодец, справился со всеми заданиями. Давай вспомним, что мы делали?

 

Дата последнего обновления страницы 15.07.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»