Учитель-логопед Боровских Л.В. МАДОУ №2

городского округа Сухой Лог

Игры и упражнения по развитию словаря для дошкольников

 

«Что вы видите вокруг?»

Цель: уточнить представления детей о названии предметов.

— Назови предметы, которые ты видишь вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят)
— Если перед тобой будут стоять две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками, как мы их различаем? (по именам)

Что означают слова... «мяч», «кукла», «ручка»?

— У меня в руке... ручка. Что ею делают? (пишут) У двери тоже есть ручка, почему эти предметы называют одним и тем же словом? (их держат руками) Что знаЧит слово «ручка», обозначающая этот предмет? (ею пишут), а что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («ею открывают и закрывают дверь»)

 

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?
— Послушай стихотворение М.Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,
Сегодня плохое утро, сегодня не будет солнца,
Сегодня скучное утро сегодня будет хмурый,
И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.
— Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?
Сегодня хорошее утро, наверное, будет солнце,
Сегодня веселое утро обязательно будет солнце
И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (о солнечном и пасмурном утре) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (хмурый, серый) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (настроение, погода, небо, человек) Что может быть солнечным?
— Е
сть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (грустит, печалится, расстроился, обиделся)
— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «папа, иди шепотом», «это я проснул сестричку», «я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «круглое, сладкое, румяное — что это?».  Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Д
ополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Н
азови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— В
спомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка.
— Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.

«Это правда или нет?»

Цель: находить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь
любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«га-га-га!» — пел соловей.

— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

— Можешь ли ты придумать небылицы или путаницы, чтобы другие дети или взрослые их распутали.

«Найди другое слово»

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (тонкую, ветхую) А затем? (крепкую, прочную)

— Качели папа делал летом, но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (прочный, нехрупкий) Мороз крепчал (становился сильнее).

— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (его трудно разбить, сломать) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).
— О
бъясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (в сказке «козлята и волк»
коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь)
— Я
вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

«Назови одним словом»

Цель: находить слова, точно оценивающие ситуацию.

— Решал ученик задачу и никак не мог ее решить. Думал он долго, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задаЧа? (трудная, сложная, тяжелая) Какое из этих слов наиболее точное? (трудная) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий большой вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздух (неприятный), тяжелая рана (опасная, серьезная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (с трудом решается на что-то), тяжелое наказание (суровое).

— Как вы понимаете выражения «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий), «трудный ребенок» (с трудом поддающийся воспитанию). Какие еще выражения с этим словом вы слышали?

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут), утка и утенок плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (разноцветные)

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек)

 

Дата последнего обновления страницы 15.07.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»