Постановка звука Ж
Цели: Постановка и автоматизация звука [Ж]. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
Ход занятия
1.Организационный момент
- Послушай загадку и попробуй догадаться, кто к нам сейчас придёт.
Проворный маленький зверек,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
- Правильно, это веселый и добрый ежик
- Ты догадался какой звук мы учимся красиво и правильно произносить?
2. Артикуляционная гимнастика
- Давай сделаем зарядку для язычка, губ и покажем ёжику.
«Улыбка-Заборчик-Дудочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Ступени»
- Ёжик хочет рассказать тебе одну историю про своего друга жучка.
- Однажды жучку захотелось погулять, полетать. Он расправил одно крыло (сделать язык широким), второе (тоже упражнение) и полетел («Наказать непослушный язычок» пошлепать губами, чтобы он был широким и ненапряжённым). Летел, летел, увидел грибок и сел на него («Грибок»). Потом решил немного подкрепиться («Вкусное варенье»). Поел и захотел поиграть – попрыгать на грибочке («Гармошка»). Затем спустился вниз по паутинке лесенке («Лесенка»). Пора и домой. И он улетел, вот так легко и быстро.
3.Упражнение на выработку правильной воздушной струи
- Кто сел тебе на носик? Сдувай жука с кончика носа. Улыбнись, высуни язычок и тяни его к носу, дуй вверх, попробуй его поймать «Фокусник» - сдувать жучка (ватный шарик) с кончика носа.
4. Анализ артикуляционного уклада звука Ж
-Кончик языка и боковые края загнуты вверх и образуют чашечку.
-А какой воздух тёплый или холодный выходит изо рта? Поднеси ладонь и произнеси звук.
-Тёплый.
-Голосок молчит или работает?
-Работает.
(Демонстрируется изображение жука, ребёнок вместе с родителем воспроизводит «жужжание» насекомого)
Подражаю я жуку,
Как жучок, я прожужжу: ЖЖЖЖЖЖ
-Ж-ж-ж-ж…
5.Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук «Ж»
- Я буду произносить разные звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук « Ж»
Звуки: М, В, К,Ж,С,Т, Ж,Н ,Ж,А,Ж.
Игра «Кто внимательный?»
- Подними руку, если услышишь слово со звуком «Ж» (Упражнение выполняется с закрытыми глазами)
Жаба, желудь, кот, жираф,
Белка, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза.
- Попробуй назвать слова со звуком Ж, которые ты запомнил
6.Автоматизация звука [Ж ] в слогах, словах, предложениях
Игра с мячом "Доскажи словечко"
- Сейчас я буду произносить в словах часть слова в предложении, а ты должен договорить по смыслу словечко и откатить мне мячик.
От дождя на дороге лу... (жа).
В лесу бегают колючие е... (жи).
По траве ползут е... (жи).
У мамы острые но... (жи).
Мама испекла вкусный пиро... (жок).
Зайчик выскочил на лу... (жок).
Жора - мой давний дру... (жок).
Игра «Что между чем?»
Игра «Большой - маленький»
- Звук «Ж» нам поможет сделать из большого предмета маленький. Например, луг – лужок.
- А сейчас ты научи ёжика новым словам. Я называю большой предмет, тебе надо назвать маленький
Флаг – флажок Стог – стожок
Снег – снежок Рог – рожок
Берег – бережок Пирог – пирожок
Друг – дружок Круг – кружок
Сапог – сапожок Утюг - утюжок
Игра «Кто где живёт?»
7. Итог
- Молодец. Ежику и мне очень понравилось, как ты сегодня занимался.